Самое важное в работе дизайнера
Школы и курсы, преподаватели интенсивов в модных и не очень заведениях, бесконечные потоки современных статей про дизайн рассказывают о важности CJM и подготовки исследований, гипотезах и тестировании, метриках и конверсии, правильном выборе инструментов для создания графики, умении сочетать цвета и работать с типографикой. Но никто не рассказывает о важности уметь работать с другими людьми.
Впервые, я вплотную подошел к этой теме на дизайн-митапе DesignOps 2018 в своем рассказе «Микроклимат в макрокоманде», который освещал тонкости коммуникации дизайнеров в большой компании. До этого элементарные навыки взаимодействия с другими людьми не были под пристальным вниманием дизайн-лекторов. Только сейчас эта тема становится все более обсуждаемой, и это хороший знак. Это значит что индустрия подходит к следующему эволюционному витку.

Мы, дизайнеры — те ещё интроверты. Есть, конечно, исключения. Однако, типичный дизайнер является одним из самых наглядных примеров интроверта. Сюда можно плюсануть любую специальность, подразумевающую глубокое погружение в работу за компьютером, например, программист. Но сфокусируемся на дизайнере. Кстати, о фокусе. Интроверту легче сфокусироваться на обучении или работе, потому как длительный промежуток времени он может сконцентрировано провести один на один с предметом своего внимания, без нужды отвлечься с целью лишь бы с кем пообщаться и незаметно уйти в бесконечный полёт сотрясания воздуха. Именно поэтому дизайнер-интроверт — гораздо более сильный дизайнер с технической точки зрения, потому как за более короткий промежуток времени он, в сравнении с экстравертом, прокачивает технические скиллы на более высоком уровне. Обратная сторона медали заключается в его софт скиллах. Поскольку интроверт сильно погружен в работу и находится в перманентном отрыве от реальности, его коммуникативные навыки никак не развиваются, а со временем и вовсе стремятся к атрофии.

У экстравертов при развитом речевом аппарате, могут сложиться в меру доверительные отношения с окружающими. При этом эти ребята могут выезжать по своим рабочим задачам именно на коммуникативных навыках, но в ограниченных пределах и только с ограниченным числом людей, которые готовы погрузится в пузырь их обаяния. При этом, проблема у них точно такая же как и у интровертов: работая дизайнерами они не знают как нужно себя развивать, чтобы взаимодействие с другими людьми стало эффективным. Одно дело компанейски бегать курить в курилку и вместе угорать над занудными интровертами, другое дело — направлять свою энергию на созидание и совместный труд в командной работе.

Каков среднестатистический карьерный путь дизайнера, независимо от перевеса его сущности в сторону интроверта или экстраверта?
— Дизайнер учится на курсах, читает гору статей в интернете и книг по дизайну
— Штампует как конвейер тестовые задания
— Устраивается наконец стажером или джуном
— Работа идёт, однако, дизайнер чувствует какой-то подвох. Всё не так радужно как рассказывали в книгах и на лекциях
— Стажировка или испытательный срок закончились. Дизайнер не нарисовал по сути ничего полноценного за отведенный промежуток времени, положить в портфолио нечего, или этим особо не похвастаешься
— Далее компания либо продляет с ним сотрудничество с оговорками либо отказывается от него. Он обижается, проклинает компанию, уходит к другим работодателям
— История повторяется
— Через длительное время дизайнер либо бросает дизайн, либо наконец прокачивает свои хард скиллы и становится ведущим или старшим дизайнером, ему доверяют все более сложные задачи. Но все равно это совсем не то, о чём говорили на курсах или писали в статьях про эффективное дизайн-мышление. Ожидание и реальность не сходятся. Остаётся неприятное послевкусие от недовыполненной работы, происходит разочарование в профессии.

Дизайнер на протяжении многих лет работ (если он раньше профессию не покинет) может не понимать, в чем кроется главная особенность его работы. На каком-то этапе он теряет интерес к профессии. Какой-то важный момент был упущен из виду. Личный интерес дизайнера не сошелся с важностью одного нюанса в профессии, которой он занимается. За свою многолетнюю дизайн-практику, я пришел к весьма неожиданному для себя выводу:
Самое важное в работе дизайнера — это общение с людьми
Удивительно, но за такой долгий период существования профессии, мало кто говорит об этом банальном факте. Для большинства дизайнеров этот навык является одним из самых сложных, потому что по своей природе они интроверты. Но даже экстраверты смотрят не в ту сторону. Почему эта тема сложная? Потому что как специалисты, дизайнеры никогда не уделяли этому должного времени и внимания, им просто никто и никогда не говорил про эту важную и неотъемлемую часть профессии «дизайнер». Общение с людьми — это следующая ступень всех ваших хард скиллов: умения исследовать, проектировать, прототипировать, разрабатывать UI и графические материалы. На наглядном примере можно сравнить это с подключением к вайфай. Вот вы работали над задачей много дней, погрузились в контекст, провели исследование, составили карту путешествия пользователя, разработали архитектуру приложения, нарисовали классный дизайн и теперь хотите передать результат другим членам команды. А сети нет. Во всех ваших предыдущих действиях пропадает смысл. От вас ждут результат, он готов, однако, поделиться вы им не можете. Точно так же, как без подключения к сети невозможно передать результат ваших трудов дальше в работу, без должных коммуникативных навыков невозможно объяснить свою точку зрения, эффективность выбранного решения и, тем более, влиять на ход внедрения и развития дизайна продукта, над которым вы работаете. Как раз то, в чем заключается смысл вашей работы.

Умение общаться с людьми — это ваше главное умение влиять на продукт, над которым вы работаете. Защищать свои идеи, обосновывать и отстаивать свои решения, доводить результат до высокого уровня, чтобы потом можно было гордиться. Сперва вы учитесь делать красивый дизайн. Потом вы учитесь вкладывать в этот дизайн смысл. Но в любой командной работе все участники процесса пытаются вложить в дизайн свой смысл и все делают вид, что они разбираются в красоте. Так что, когда вы поняли как и откуда извлекать красоту и смысл, их нужно сразу спасти. И рассказать другим участникам процесса, чем ценны принятые решения (вспоминаем про подключение к вайфай). Может быть это вы не правы, и вы недостаточно хорошо проделали свою работу, или не дожали идею, или просто упустили какую-то мелочь. Поэтому важно не только уметь говорить, но и слушать. Если бы меня научили этому когда я только начинал заниматься дизайном, то жизнь моя стала бы кардинально другой ещё много лет назад. Исходя из этих наблюдений я сделал для себя следующий вывод:
Самое интересное в работе дизайнера — это общение с людьми
Можно научится безупречно рисовать экраны интерфейсов, познать все методы проектирования и разработки цифровых продуктов, всегда есть к чему стремиться, но все же эти навыки имеют определенную измеримую планку. Общение же с людьми всегда остаётся непредсказуемым. Несмотря на то, что человеческая психология изучена и общение поддаётся системности, связи между людьми гораздо сложнее чем между технологическими процессами. Обогащать скиллы в области человеческого взаимодействия — следующая ступень челленджа для дизайнера, который научился делать дизайн. Но лучше этим вещам учиться одновременно. Дизайнить межчеловеческое взаимодействие для того, чтобы дизайнить проекты — вот работа настоящего дизайнера.

Пока мы остаёмся людьми и не превратились в киборгов, способных передавать свои мысли по блютусу, никакой инвентарь, автоматизирующий процессы в командной работе, не обеспечит нам должного и правильного взаимопонимания, а следовательно, не поможет настроить работу эффективно. Наши самые главные инструменты для этого были и остаются язык и уши. Умение говорить и слушать — величайшие навыки, которыми стоит овладеть и совершенствовать, независимо от того, чем вы занимаетесь.
Хардскиллы
25 декабря 2022
Проф. почерк
дизайнера
У любого специалиста, по мере того, как растет его уровень знаний и опыта, появляется и характерный для него самого собственный профессиональный почерк. Чем выше профессионализм, тем более изящнее выражен его почерк. И это полная противоположность нарочитым приёмам, которые яростно бросаются в глаза и пытаются быть навязчивыми...
Первооснова
30 августа 2022
Творец
и коллекционер
Есть два типа людей: творец и коллекционер. Первый создает артефакты предметной области, а второй их накапливает. И дураку ясно: создавать всегда сложнее, чем брать готовое и складывать на полку. В индустрии есть ребята, которые не создают артефакты дизайна: не занимаются проектированием, не рисуют интерфейсы, не создают айдентику и не делают брендинг...